Составляющие творчества каждого ребенка

Составляющие творчества каждого ребенка

Многие из нас склонны приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам. В процессе воспитания и обучения родители и учителя полагаются на детское стремление соответствовать социальным нормам хорошего поведения и послушания. Став взрослыми, таким детям тяжело проявлять творческую активность, ведь они подавляли ее в период взросления.

Дети, не соответствующие «стандартам», считаются в некотором роде изгоями, что проявляется в легком подтрунивании, жестких насмешках и впоследствии в заниженной самооценке, так как они часто болезненно воспринимают свои особенности. Есть и другие дети, особенно те, в чьих семьях воспитывается и ценится творчество, и которые продолжают развивать свой творческий потенциал. Хотя некоторые называют их отщепенцами, неприспособленными людьми, эти дети не «вписываются» именно потому, что ценят художественное самовыражение и чувствуют удовлетворение собой, не пытаясь подстроиться, тем самым изменив себе.

Свежий взгляд

Многие дети более креативны, чем взрослые. Они смотрят на вещи свежим взглядом и с точки зрения, незапятнанной мнением окружающих. Дети используют речь интересным способом, придумывая речевые конструкции, идеи и интерпретации, поскольку подходят к предмету с точки зрения собственного опыта и безграничной фантазии.

Взрослые, как правило, учитывают контекст и безопасность. Мы проводим экспертизу того, что знаем; это наша зона комфорта. Творческие люди, чтобы объяснить окружающий мир, выходят за пределы собственной зоны комфорта или традиционных способов. Вот почему они не всегда «вписываются» – они действуют за пределами норм и ожиданий.

Так как же определять и развивать творческие способности нашей молодежи, особенно учитывая то, что они более креативны, чем мы? Для начала полезно получше понять определение слова «творчество», разбив его на отдельные составляющие – способности, которые, если рассматривать их по отдельности, теряют свою таинственность. Творчество требует баланса синтетических или ассоциативных способностей, аналитических способностей и практических навыков.

Ассоциативные способности

Творчество требует от человека придумывать уникальные идеи и мыслить нестандартно. Творческий человек должен иметь хорошие ассоциативные способности, которые позволяют ему создавать связи между, казалось бы, разрозненными элементами. Т. е. информацию он синтезирует несколько по-другому. Конечный результат может принимать любые формы: научную гипотезу, произведение искусства, музыкальное сочинение или необычное применение теории, помогающее развитию понимания нами мира.

Такой синтез мысли может иметь недоброжелателей. Вспомните теорию Коперника о том, что Солнце, а не Земля, является центром вселенной. Галилей вообще был осужден за ересь, поверив в эту радикальную теорию и выдвинув идею о том, что Земля на самом деле круглая и вращается вокруг своей оси.

Действительно, неприятие точки зрения других людей или отсутствие непредубежденности и открытости способно разрушить творчество. Поэтому важно научить подростков уважать других людей, учиться у них и задумываться о другой точке зрения. Это будет семенем творческого сотрудничества и расширит их кругозор как личности и создаст среду, способствующую терпимости и правильному восприятию различий.

Аналитические способности

Удивительно, но творческие люди также склонны анализировать. Они могут отделять различные элементы и то, какие из них имеют наибольший потенциал для развития. Они могут применять аналитическую основу в своей работе; например, писатель может думать о том, что он написал, и разбивать произведение на три части, создавая такие критические точки, как, например, кульминация сюжетной линии и развязка. Анализ – это инструмент для принятия решения о развитии сюжета и определения идей с наибольшим потенциалом.

Практические навыки

Успешные творческие люди также обладают хорошими практическими навыками. Если им приходится делиться своей работой с другими людьми или искать аудиторию, они должны понимать, как донести смысловую нагрузку плодов своего труда. Можно придумать блестящую идею, но для понимания того, как объяснить ее окружающим и воплотить на холсте или «материализовать» на полках магазина или же превратить в песню, которую будут слушать все, необходимо определенное количество творческих способностей.

Ценность творчества

Чтобы развить различные способности, которые подпитывают и дают толчок творчеству, необходимо создать дома творческую среду, в которой детям будет удобно исследовать и выражать свое творчество. Родителям желательно стать образцом для подражания, участвуя в творческих начинаниях детей. Если вы получаете истинное удовольствие от творческого поиска, то передадите его своим детям. Дети начинают ценить искусство, музыку и литературу, когда обсуждают их дома с родителями.

Создавайте пространство. Творчество расцветает, когда есть пространство и инструменты. Это могут быть физическое пространство и инструменты для изучения, исследований (от альбомов до компьютера), или это может быть психологическое пространство, воодушевляющее ребенка на открытия, эксперименты с различными средами и заставляющее его чувствовать себя комфортно, несмотря на свои отличия. Естественный свет, физическое пространство и позитивная, приятная атмосфера помогут стимулировать творчество, так же как и смена обстановки. Когда мы пытаемся провести коллективное обсуждение творческих подходов, то должны отказаться от критического и субъективного мышления и находить радость в исследованиях, оригинальных подходах или инновациях.
Не торопите ребенка. Творчеству тоже необходимо время для развития. Если существует единственный правильный ответ, и дети должны мчаться изо всех сил, чтобы вовремя найти его, они не смогут проводить время в творческих изысканиях. Возвратившись на следующий день к незавершенной работе, ребенок может рассматривать ее с другой точки зрения и придать решению новое направление или качественно продолжить прежнее. (Нобелевский лауреат Лайнус Полинг считает, что научно-творческий процесс заключается в придумывании идей, а затем в отсеивании бесполезных.) Творчество часто заключается в понимании сути, которая заставляет человека следовать по определенному пути, хотя этот путь может быть неопределенным и требовать времени на изучение.
Предлагайте варианты выбора. Творчество заключается как в самом творческом процессе, так и в конечном результате. Когда детям предоставляется выбор того, как они хотят выполнять задания и какие задания они хотят выполнять, они начинают самостоятельно развивать свой творческий стиль, что очень вдохновляет их и придает им силы. Чрезмерно конкурентная среда, где существуют только один правильный ответ и только один способ найти его, может отбить охоту к творчеству, препятствуя экспериментированию. Творческая обстановка позволяет детям бросать вызов предположениям. Дети чувствуют себя в безопасности, выражая себя и свои чувства. Когда дети выражают то, что происходит в их внутреннем мире применительно к их внешнему миру, появляются возможности для приключений.
Измерение уровня творчества

Творчество можно обнаружить практически в любой области. В широком смысле оно характеризуется инновациями и изобретениями и часто ассоциируется с искусством. Люди связывают его с «правополушарным» мышлением, нестандартным (латеральным) или многоуровневым мышлением.

В отличие от IQ (коэффициента интеллекта), не существует стандартного теста уровня творчества. Частично это связано с тем, что субъективная интерпретация экзаменатора того, насколько задействовано творчество, не позволяет найти стандартизированную оценку. Есть целый ряд тестов, которые измеряют оригинальность идей, уровень детализации и количество идей, предложенных в ходе теста. Тем не менее, нет ни одного признанного стандарта для измерения уровня творчества.