Родители и тренеры часто жалуются на то, что дети сами вредят собственному успеху. Почему же юные спортсмены делают это? Можно предположить, что проблема связана с «боязнью успеха», но вряд ли это так. Боязнь успеха действительно приводит спортсменов к саморазрушению, но такого рода страх встречается гораздо реже по сравнению с боязнью неудачи.
В чем разница между боязнью неудачи и страхом перед успехом? Хотя оба они мешают спортсменам, заставляя их испытывать беспокойство, напряженность и переживание по поводу победы и достижения результата, причины возникновения этих страхов различны.
Боязнь неудачи развивается тогда, когда спортсмены боятся не получить желаемого, не добиться цели, для достижения которой они долго и упорно трудились, например, завоевать победу на престижном чемпионате. А боязнь успеха развивается тогда, когда их огромные переживания сосредоточены на том, что будет после того, как они станут успешными в своем виде спорта, справятся ли они с новыми трудностями, обязанностями и ограничениями, которые буквально обрушатся на них в случае неоднократной победы и, соответственно, узнаваемости.
Достаточно представить, что чувствует спортсмен с мировым именем перед началом соревнования или просто выходя на публику, какую собранность и внутренний контроль он должен проявить, чтобы не огорчить людей, чьи взгляды прикованы к каждому его движению. Не каждый способен нести эту ношу.
Но для большинства молодых спортсменов проблема состоит совсем не в этом. Чаще всего они «мешают сами себе» по причине боязни неудачи, которая проявляется во всевозможных формах. Помимо тревоги и сковывающего внутреннего напряжения боязнь неудачи способна заставлять юных спортсменов прикладывать чрезмерные усилия, что тоже психологически надламывает их, мешая добиться успеха.
Какие конкретно опасения мешают спортсменам добиваться успеха?
Родителям недостаточно просто знать, что их ребенок испытывает боязни неудачи. Очень важно иметь представление о том, какой конкретно тип страха препятствует их юному спортсмену в достижении успеха. В частности, как можно увидеть из списка ниже, боязнь неудачи зачастую связана с выраженной потребностью в социальном одобрении, т. е. ребенку крайне важно то, что подумают о нем другие люди.
Проявления страха неудачи:
Боязнь проиграть матч, игру или состязание. Дети очень сильно хотят выигрывать и боятся, что не смогут этого сделать.
Боязнь негативной общественной оценки. Спортсмены боятся, что окружающие могут посчитать их неудачниками в спорте.
Боязнь позора. Дети боятся опозориться перед товарищами, показав плохой результат.
Боязнь подвести других. Спортсмены не хотят подводить других – тренеров, родителей или товарищей по команде.
Боязнь приложить усилия напрасно, вхолостую или не сыграть в полную силу. Юные спортсмены хотят, чтобы их тяжелый труд, талант и долгие тренировки всегда приводили к достижениям (например, к победам, наградам и т. д.).
Боязнь не оправдать ожиданий. Молодые спортсмены переживают, что не смогут оправдать ожидания окружающих.
Боязнь быть отвергнутым, потерять уважение или не получить одобрения.
Боязнь совершить ошибку и не показать всего, на что способен, и это после большого количества тяжелой работы и тренировок.
Как помочь юным спортсменам преодолевать боязнь неудачи
Для того чтобы помочь детям справиться с боязнью неудачи, необходимо понять, чего конкретно они бояться, и бороться с этой проблемой прицельно. Возьмем для примера страх позора. Если у вашего юного спортсмена именно эта форма страха, значит, он слишком переживает о том, что думают о нем другие люди. Он должен заниматься спортом для себя, в свое удовольствие, и не беспокоиться о мнении сторонних наблюдателей.
Помогайте детям концентрироваться на успехе вместо того, чтобы беспокоиться о неудаче. Многие спортсмены с боязнью неудачи обращают внимание не на то, что нужно. Они больше думают о том, как не наделать ошибок, чем о том, как поймать мяч или выполнить гимнастическое упражнение. Таким спортсменам необходимо устанавливать для себя небольшие, пошаговые цели, которые помогут им сильнее сконцентрироваться на достижении успеха. Один из вариантов: дети должны мысленно представить правильное выполнение упражнения, прежде чем выполнить его.
Спортсмены с боязнью неудачи должны учиться заниматься эффективно, а не идеально. Идея заключается в том, что ребенку не нужно быть совершенным, чтобы показывать в спорте свои лучшие результаты. Дети часто пытаются чрезмерно контролировать свои спортивные выступления (из-за опасения совершить ошибки). Они должны понять, что ошибки являются естественной частью спорта. Цель состоит в том, чтобы ваши юные спортсмены доверяли своим навыкам, выполняли спортивные упражнения более свободно и чувствовали себя менее зажатыми.