Творческие задания в современной образовательной системе — явление общепринятое. И это не только проекты по технологии, ИЗО, работы для участия в различных конкурсах, выставках. Творческие проекты — обычное дело в рамках учебных предметов с первых лет обучения в школе, особенно по гуманитарным дисциплинам.
Когда ребенок получает такое задание, перед родителями встает закономерный вопрос: стоит ли помогать ребенку в их выполнении и какова должна быть степень участия взрослого?
С одной стороны, выполнение творческой работы — отличный способ получить хорошую оценку по предмету, а участие взрослого гарантирует, как правило, отличный результат. Особенно сильным у родителей бывает желание «сделать все наилучшим образом», когда ребенок не слишком хорошо владеет техникой выполнения конкретного задания, к примеру, плохо рисует или лепит, не умеет сочинять и т. п.
Действительно, как-то не слишком хорошо станет чувствовать себя малыш, если его работа будет выглядеть слишком «детской» и «простой» на фоне проектов одноклассников — ведь большинство родителей активно участвуют в создании работ! Да и у педагога может быть собственный взгляд на «критерии качества» таких творений, в результате ребенок получит совсем не тот высокий балл, на который рассчитывал.
С другой стороны, не стоит забывать, что такого рода задания направлены на развитие креативных способностей ребенка, и, выполняя их вместо него, родители могут просто задушить у малыша желание заниматься творчеством. Кроме того, зачастую взрослые сами далеко не всегда горят желанием отложить все свои дела, чтобы посвятить время возне с природными материалами, красками, бумагой, нитками или придумывать очередную сказку.
Помогать или не помогать ребенку выполнять творческие работы — вопрос неоднозначный. Каждый родитель решает его по собственному усмотрению. Но для начал неплохо понять, что творческие работы — это не только и не столько возможность «отличиться», но и мощный инструмент, помогающий развиваться личности малыша, а также влияющий на качество взаимоотношений «ребенок — родитель».
Что дают творческие работы ребенку
Такого рода задания помогают вашему малышу научиться самостоятельно определять, насколько он готов проявить энтузиазм и в каких случаях. И это далеко не всегда зависит от степени умения и способностей ребенка. К примеру, мой сын отлично рисует для своего возраста, хорошо лепит и конструирует, но это вовсе не значит, что он с энтузиазмом воспринимает каждое задание, связанное с этими видами деятельности.
Почему бы не предоставить ребенку самому решать, когда он хочет проявить себя в полной мере, показать свои таланты во всем блеске, а когда — просто сделать очередную поделку, потому что «так надо». Пусть подрастающий человек учится расставлять приоритеты. Задания бывают обязательные и дополнительные, и он сам вправе решать, что именно делать и как.
В чем стоит помогать и как это правильно делать
Безусловно, отказывать ребенку в помощи и поддержке нельзя, особенно если он нервничает и переживает, что не справится самостоятельно. Но помощь бывает разной. К примеру, однозначно стоит:
помочь ребенку найти подходящие средства для воплощения его замысла: подобрать материал для поделки, найти информацию для письменного задания, если это необходимо и малыш, в силу возраста, еще не может сделать это самостоятельно;
посоветовать, какими именно средствами можно воплотить идею, возникшую у ребенка: дать инструкцию, как лепить или рисовать конкретный предмет, помочь составить план письменной работы и пр.
если ребенок слишком переживает, постараться успокоить его. Особенно это важно с в отношении «юных перфекционистов», которые стремятся быть лучшими во всем. В этом случае стоит поговорить с малышом о склонностях и способностях, а также о том, что оценка работы посторонними и ее ценность для автора — далеко не одно и то же.
Иногда же лучше предоставить ребенку полную свободу самовыражения и просто не мешать воплощать свой замысел так, как он считает нужным. Это стоит сделать, если чадо настаивает на самостоятельном выполнении проекта. Даже если Вы уверены, что «так будет лучше» или «вот тут нужно подправить» — постарайтесь все-таки сдержать свои творческие порывы и предоставить малышу возможность разобраться во всем самостоятельно.
Конечно, бывают случаи, когда всем становится легче, если взрослый просто делает работу за ребенка. Как правило, это случается, когда проект необходимо сдать завтра или «еще вчера», за него будет выставлена важная оценка, а ваше чадо просто не знает, как ко всему этому подступиться. В конце концов, если он просидит над заданием полночи, а результат получится весьма сомнительным, вряд ли это добавит ребенку веры в свои силы, да и удовлетворения от такой работы будет немного.
При этом важно донести до него мысль, что такая ситуация — исключение из правил, форс-мажор, и Вы вовсе не собираетесь выручать его каждый раз, когда он «забудет» о задании или слишком поздно озадачится его выполнением. Если подобные авралы начнут повторяться с завидной регулярностью, возможно, стоит позволить ребенку получить заслуженную «двойку» — это поможет ему научиться лучше распределять свое время и ответственнее относиться к заданиям.
Детский рисунок красками. Учитель рассказывал технику и немного помогал.
Такой же рисунок нарисован ребенком полностью самостоятельно.
Об оценке творческих работ
Вообще, оценивать творческие работы ребенка — дело неблагодарное. Я, к примеру, полностью солидарна с мнением, которое однажды услышала от одного опытного педагога. Он считал, что творческие задания нужно обязательно оценивать положительной отметкой: это помогает ребенку поверить в себя, создает положительную мотивацию для дальнейшего обучения.
С другой стороны, если ребенок чему-то учится целенаправленно, объективная оценка педагога-профессионала, указание на конкретные недочеты позволят ему усовершенствовать свое мастерство, избежать ошибок в дальнейшем. Однако это касается в большей степени «профильных» занятий — в музыкальной школе, в художественной студии, в литературном кружке.
Другое дело — школьные творческие работы. К сожалению, зачастую, педагог, особенно в начальной школе, не может в полной мере оценить художественные достоинства и недостатки детского рисунка или поделки, литературные находки в сочиненном ребенком стихотворении или рассказе.
Если учитель достаточно умен и опытен, он отметит старания ученика высоким баллом, несмотря на недочеты, которые кажутся ему очевидными. Если же оценка за творческое задание окажется ниже ожидаемой, поддержите ребенка, отметьте достоинства его работы, обсудите, как в следующий раз выполнить аналогичное задание лучше.
Самим родителям также стоит воздержаться от критики. Детские творения редко выглядят совершенными, но стремление к развитию своих способностей, желание развиваться в том или ином направлении так легко заглушить неудачной шуткой или обидным замечанием. Не стоит забывать об этом.