Некоторые дети кажутся бесстрашными. Они бросаются от одного занятия к другому, стремясь быть первыми на детской площадке, в спортивных занятиях, в решении задач по алгебре – причем неважно, правильно или нет.
Если это относится и к вашему ребенку, остановитесь прямо на этом месте и расскажите о данной статье своим знакомым и друзьям – тем, чьих детей эксперты любят называть «избегающими риска». Таких детей необходимо подталкивать к тому, чтобы они пробовали что-то новое; на уроке они отвечают учителю «я не знаю», поскольку не хотят рисковать дать неправильный ответ; они не надевают вратарские перчатки, потому что боятся пропустить гол. Неудача для этих детей – не вариант.
Почему же некоторые дети принимают изменения и подходят к проблемам с легкостью, а другие считают подобные ситуации страшными и угрожающими?
Как правило, существует несколько конкретных причин. Здесь играют роль множество факторов, включая темперамент, прошлый опыт, воспитание и окружающую среду. Некоторые дети по природе своей охотнее пробуют что-то новое, а другие проявляют при этом меньше энтузиазма.
Хотя большинство детей понимают, что новые задания содержат незнакомые составляющие, они обычно не избегают неизвестности. Но некоторых детей даже простая попытка сделать или попробовать что-то неизвестное приводит в состояние тревоги.
Часто ранний опыт помогает заложить основу того, как дети будут рассматривать проблемы в дальнейшей жизни. Например, если в раннем детстве они получали родительскую поддержку только тогда, когда добивались успеха, скорее всего, они не смогут правильно справляться с неудачами.
В зависимости от того, как слово «успех» определяется дома и в школе, успех в одном может означать неудачу в другом.
Означает ли слово «успех» победу или саму игру? Означает ли это слово попытку собрать паззл или само собирание всех кусочков головоломки? А как насчет процесса решения математической задачи по сравнению с получением на 100% правильного ответа? Успех – это усилие или результат? Вы можете потерпеть неудачу с точки зрения результата и одновременно добиться успеха с точки зрения вложенных усилий.
Некоторые дети, не склонные к риску, страдают от проблем с самооценкой. Если они чувствуют уверенность в себе, то рискуют больше. Детям, которые вышли из своей зоны комфорта, труднее пробовать что-то новое. Когда малыши чувствуют, что их любят и ценят, а также ощущают комфорт и безопасность, они экспериментируют более свободно.
Существуют стратегии, призванные помочь детям научиться рисковать. Демонстрируйте им различные способы решения одной задачи – рассказывайте им о том, что не существует единственного «правильного» способа. Лабиринты, головоломки и даже художественные и творческие задания мотивируют детей искать несколько путей решения. Они начинают видеть все многообразие существующих вариантов и понимать значение гибкости мышления.
Специалисты советуют родителям и педагогам «комментировать процесс, а не конечный продукт» и хвалить ребенка соответственно. Говорите детям, например, следующее: «Какую тщательную работу ты проделал! Ты так долго и упорно работал над этим заданием!».
Важно также помочь детям, избегающим рисковать, осознавать свое собственное развитие и прогресс. Например, давать им более простые задания, пока они не разовьют уверенность в себе. Посыл, который дети получают дома и в школе, должен звучать следующим образом: не обязательно уметь что-то делать сразу, немедленно, любое дело можно освоить постепенно. В разговоре с детьми чаще используйте фразу «Я так горжусь, что ты попробовал сделать это».
И не слишком хвалите детей, когда они добиваются хороших результатов. Похвала должна обусловливаться не успехом, а максимально вложенными усилиями. Ваш малыш молодец и когда бегает по дому с ведром на голове, и когда танцует в балетной постановке.
Советы о том, как помочь детям, избегающим риска
Как родители могут помочь не склонным к риску детям смелее принимать новые задачи и ситуации?
Подчеркивайте значение и усилий, и результата. Хвалите ребенка за попытки. Помогите ему заложить основу развития самооценки, которая определяется прикладываемыми усилиями и готовностью в той же степени, как и достижением конечного результата.
Делайте паузы. Никто из нас не демонстрирует лучшие результаты, когда его постоянно подталкивают. Пусть ребенок сделает паузу, а затем возвращается к заданию. Это поможет ему собраться с силами и накопить энергию для выполнения задания.
Старайтесь заканчивать на позитивной ноте. Разделяйте сложные задания на легко выполнимые части и поздравляйте ребенка с выполнением каждой из них.
Создайте здоровый баланс между сложными и простыми заданиями.
Делайте с ребенком обзор прошедшего дня. Говорите о достигнутых успехах.
Отмечайте, когда ребенок делает что-то «правильно». Чем больше ребенок слышит и получает похвал за позитивные усилия, тем больше он усваивает этот посыл. Это будет способствовать увеличению его готовности продолжать пробовать.
Принимайте неудачи и помогайте ребенку преодолевать свой страх перед ними. Неудача или отсутствие успеха – один из важнейших элементов обучения, который помогает нам сформировать наши будущие стратегии принятия трудностей. Всем нам приходилось много раз падать, прежде чем мы научились ходить.