Как формируются детские комплексы? Что делать, чтобы они не возникли?

Как формируются детские комплексы? Что делать, чтобы они не возникли?

Откуда они берутся
Естественно, ни один ребёнок не появляется на этот свет с букетом прирождённых психологических проблем. Но уже в первые десять лет своей жизни он может приобрести их столько, что хватит на всю оставшуюся жизнь.

Чаще всего, психологические комплексы возникают у совершенно нормальных детей под воздействием невежественных родителей и не слишком умных, агрессивно настроенных сверстников. В других условиях, в более прогрессивной и доброжелательной атмосфере комлексы никогда бы не появились.

В какой-то степени, их возникновению также способствует и оценочная система, принятая в школьном образовании. Наконец, и сами дети могут наградить себя чем-то подобным, если будут слишком мнительными и недовольными собой (в случае, например, если им будет казаться, что с их внешностью что-то не так).

Любой психологический комплекс, который в детстве «застревает» в подсознании ребёнка, может принести ему немало проблем во взрослой жизни. С другой стороны, при правильном подходе, любой комплекс можно превратить в отличный мотивационный «допинг», который будет стимулировать на выдающиеся результаты и великие свершения. Но, конечно, лучше не доводить дело до их возникновения. Как же появляются психологические комплексы, которые дети уносят во взрослую жизнь?

Как родители делают своих детей «закомплексованными»
Поскольку в первые годы жизни дети больше всего общаются со своими родителями, то именно под их влиянием они, чаще всего, и становятся «закомплексованными».

Если с малых лет наказывать ребёнка за каждый малейший просчёт и постоянно его критиковать, если постоянно награждать его обидными прозвищами, утверждая, что он ничего в жизни не добьётся, что у него руки не тем концом вставлены, что он бездельник, оболтус, тупой и т.д, то не будет ничего удивительного в том, что в его подсознании сформируется комплекс неудачника.

Впоследствии, изначально вполне нормальный ребёнок будет попросту бояться проявлять какую-либо инициативу и самостоятельность, полагая, что у него всё равно ничего не получится. Из-за страха сделать что-то не так, у него, действительно, будут возникать ошибки в самых разных сферах деятельности.

Ещё один серьёзный родительский грех – воспитывать в ребёнке страх перед ошибками, наказывая его за каждую «двойку» (а то и «тройку»), и за любые неудачные попытки сделать что-то самостоятельно.

Это вполне может привести к тому, что, став взрослым, он будет плыть по течению, идти только проторенной дорожкой, искать лёгких путей и бояться экспериментировать, чтобы, не дай бог, не оплошать, и не сделать что-либо неправильно. С таким подходом, конечно, очень сложно добиться выдающихся жизненных результатов.

Что ещё не будет способствовать счастливой «безкомплексной» жизни
Есть и немало других негативных психологических «подарков», которыми родители могут наградить своего ребёнка. Если с детства постоянно сравнивать его с другими детьми, говоря, какие они, в отличие от него, хорошие, умные и красивые (есть немало родителей, которые страдают подобной напастью, подсознательно воспринимая своего ребёнка как неудачника), то это тоже вряд ли будет способствовать его будущей «безкомплексной» жизни.

Чрезмерная опека тоже ни к чему хорошему не приведёт. Из-за её последствий, ребёнок станет «закомплексованным» при столкновении с реальным миром, к которому он окажется полностью неподготовленным.

Если же постоянно говорить ребёнку фразы типа «да кому ты нужен» («да кому ты нужна»), то это может создать ему в будущем немало проблем в личной жизни. Заниженная самооценка, сформированная негативными родительскими высказываниями, мало кому помогает добиться успеха у представителей противоположного пола, поскольку её обладатели просто не считают себя достойными нормальных отношений.

Лучше уж молчать, чем закладывать в подсознание ребёнка подобные негативные психологические программы. Всегда помните о том, какое влияние может оказать на дальнейшую жизнь ребёнка то, что вы сказали ему от «большой любви».

Кому больше доверяет ребёнок: самому себе или родителям?
Конечно, возникновение подобных психологических комплексов у ребёнка будет зависеть, прежде всего, от того, кому он будет больше доверять: самому себе или родителям. В раннем детстве он, конечно, будет больше прислушиваться к мамам и папам, но в подростковом возрасте ситуация может кардинальным образом измениться.

Чем меньше подросток будет обращать внимание на то, что ему говорят невежественные родители, награждающие его нелестными эпитетами, тем больше будет шансов, что в его взрослую жизнь не проберётся ни один психологический комплекс, сформированный ими.

Как не сделать ребёнка «закомплексованным»
Для того, чтобы не испортить ребёнку жизнь и не сделать его «закомплексованным», нужно, прежде всего, поменьше его критиковать, почаще хвалить, и обязательно приветствовать и поощрять любые проявления его инициативности и самостоятельности, даже если первые попытки в каких-либо начинаниях будут неудачными. Если он будет расти самостоятельным, сильным и уверенным в себе, то в его психологической вселенной просто не будет места для каких-либо комплексов.

Если у ребёнка что-то не так с внешностью, обязательно убеждайте его в том, что у всех в этой жизни есть свои недостатки, и именно благодаря им, многие великие люди смогли добиться выдающегося жизненного успеха. Поэтому он тоже может превратить своё «что-то не так» в отличительную черту и «конкурентное преимущество».

Формируйте у ребёнка «комплекс удачника»!
Вместо того, чтобы превращать нормального ребёнка в неудачника, лучше с малых лет формируйте у него «комплекс удачника». Убеждайте его в том, что если он, хорошенько поработает над собой и своими талантами, то у него обязательно очень многое получится. Если он будет верить в себя, и правильно развивать свои способности, это обязательно произойдёт!

Как этому способствуют сверстники
Серьёзные психологические комплексы могут появиться у ребёнка не только под влиянием родителей, но и под воздействием не слишком доброжелательных сверстников. Особенно это касается не очень общительных, замкнутых, интровертных детей, и тех, у кого есть какие-либо физические недостатки, дефекты речи, проблемы с внешностью и т.д.

Очень часто такие дети подвергаются настоящей дискриминации со стороны «добрых» мальчиков и девочек, которые начинают их преследовать с помощью обидных прозвищ, «дразнилок», а то и устраивают им настоящую травлю. Естественно, всё это может привести к возникновению у ребёнка комплекса неполноценности, который вполне может проявиться у него впоследствии и в более взрослом возрасте.

Для того, чтобы этого не произошло, нужно с малых лет учить детей сопротивляться любому негативному внешнему воздействию, чтобы они всегда больше доверяли самим себе, чем окружающим людей, как бы те не пытались в чём-либо их убедить.

Почему так важно прислушиваться к голосу собственного «я»
Чем сильнее ваш подросток будет доверять самому себе, своим мыслям и своей интуиции, и чем меньше он будет обращать внимание на то, что говорят и думают о нём другие люди, тем больше будет шансов, что никакое негативное влияние извне не разовьет в нем букета комплексов.

Для того, чтобы ребёнок приобрёл такое великое доверие к себе, с детства внушайте ему, что, в первую очередь, он должен прислушиваться к тому, что говорит ему голос его собственного «я», а не к тому, что считает правильным большинство людей. Тогда ничьё негативное мнение в отношении него не произведёт на него никакого отрицательного воздействия.

Лучшее средство от возникновения любых психологических комплексов, вызванных «доброжелательными» сверстниками – это чёткое знание своих сильных и слабых сторон, а также твёрдая уверенность в своих силах, которая вырабатывается годами работы над собой в интеллектуальном и физическом плане.

Если ваш ребёнок будет расти сильным физически, эмоционально и интеллектуально, и отлично знать все свои достоинства и недостатки, то разве подействуют на него чьи-то негативные слова, что он такой-то и такой-то?

Как этому способствует система школьного образования
Возникновению психологических комплексов может способствовать и оценочная система, принятая в школьном образовании. Выставление оценок и деление детей на преуспевающих (отличников, хорошистов) и «отсталых» (двоечников) невольно может сформировать у кого-то комплекс неполноценности. Хотя, возможно, двоечник просто не соответствует общепринятым стандартам, так же как и Альберт Эйнштейн, которого считали в школе умственно отсталым.

Если вся школа, начиная с учителей и заканчивая сверстниками, будет убеждать ребёнка, перебивающегося с двойки на тройку, в том, что он тупой и никогда ничего в жизни не добьётся, то только благодаря огромной силе воли и умению сопротивляться мнению большинства, он не потеряет веру в себя и не обретет комплекса неудачника.

Если вы не хотите, чтобы у вашего ребёнка сформировался в школе «оценочный» комплекс, объясните ему, что не стоит придавать особого значения всем этим «двойкам», «тройкам», «четвёркам» и «пятёркам».

Если он поймет, что, на самом деле, «на отлично» школу заканчивает не тот, кто получает аттестат, наполненный «пятёрками», а тот, кто находит своё жизненное призвание, серьёзно влюбляется в самообразование и приобретает способность мыслить самостоятельно, то никакие «школьные» комплексы не будут доставать его во взрослой жизни.

Без «закомплексованных» людей история человечества была бы совсем другой
Конечно, лучше избегать возникновения у детей каких-либо психологических комплексов, но, если они всё-таки появились, нужно попробовать превратить их в преимущество. Именно это сделали многие великие люди, добившиеся благодаря своим комплексам необычайно высоких жизненных результатов (чего только стоит комплекс человека маленького роста, обладателями которого были многие значимые в истории личности). Если бы не было этих «закомплексованных» людей, история человечества была бы совсем другой.

Если вы почувствуете, что у вашего ребёнка формируется под воздействием сверстников, его внешности или каких-то физических недостатков комплекс неполноценности, попробуйте объяснить ему, какой это отличный стимул для грандиозного самосовершенствования. Не будь этого «подарка», вряд ли бы у него появилась такая сильная мотивация работать над собой.

Если он «комплексует» из-за своей внешности, или, если сверстники считают его слабаком, пусть начнёт усиленно заниматься спортом. Если кто-то пытается убедить его в том, что он не слишком умный, и никогда в этой жизни ничего не добьётся, пусть устроит себе великий интеллектуальный тренинг и т.д.

Чем больше побед над собой, тем меньше комплексов
Чем больше у него будет побед над собой, тем меньше будут проявляться в его жизни какие-либо психологические комплексы. (скорее всего, их вообще не будет). Чем лучше он будет знать себя и то, на что он способен, тем меньше на него будут влиять какие-то негативные внешние оценки.

Если вы с детства научите своего ребёнка искусству превращать поражения в победы, а недостатки в преимущества, то это качество, свойственное всем великим людям, не раз поможет ему в жизни, и при любых обстоятельствах сделает его «удачником».