УПРЯМСТВО, НЕГАТИВИЗМ, КАПРИЗЫ

Нередко родители сталкиваются с такой фор­мой поведения ребенка, как упрямство. Трех­летний упрямец проявляет упорство в не­правильных поступках и суждениях, стремится настоять на своем вопреки здравому смыслу («Не кричи— разбудишь папу».— «Нет, буду кричать!»).

Наиболее часто употребляемыми слова­ми становятся «не хочу», «не буду».

Упрямство напоминает настойчивость, но только по внешним признакам. По сути оно противоположно. Ребенок пыхтит, когда строит башню из кубиков, и добивается, что она держится после трех или четырех падений. Это настойчивость, и мы вместе с малышом радуемся. Маленький упрямец не может признать свои ошибки, заблуждения и отказаться от них. В каждом случае он настойчиво требует своего. Малыш настаивает не потому, что ему очень хочется именно этого, а потому, что он этого потребовал и не желает отступиться. Упрямство у ребенка носит избирательный характер. Чаще ребенок проявляет упрямство в отношениях с мамой, бабушкой, реже — с отцом, и никогда дети не проявляют упрямства по отношению к посторонним людям или к своим сверстникам.

Почему дети упрямятся? Каковы  причины этого явления?  Психологи считают, что причины детского упрямства кроются в  ущемлении свободы ребенка, в ограничении его самостоятельности и инициативы. Психологи также отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых к ребенку существует равновесие. Когда требовательность значительно превышает уважение, то возникает упрямство «обиженного», когда требовательность очень мала, а уважения много— упрямство «баловня». Бывает такое положение, когда к ребенку не предъявляют ни требований, ни уважения. Тогда возникает упрямство «безнадзорного». Чаще за проявлением упрямства скрывается стремление ребенка показать свою самостоятельность. Он уже подрос, начинает ощущать себя личностью. Но сил и умений на другие действия не хватает, многое еще не получается. И он свою неудовлетворенность выражает упрямством, непослушанием. Это служит проявлением стремления к самостоятельности, повышает его активность в достижении желаемого.

Негативизм (стремление делать все наоборот) так же, как капризы и упрямство, связан с обесцениванием ребенком требований взрослых. Это проявляется тогда, когда активное стремление ребенка к самостоятельности сталкивается с излишней (по его мнению) опекой. Негативизм представляет собой крайнюю степень упрямства, иногда принимающую характер болезненного отклонения. Выражается он в бессмысленном отказе от нашего предложения даже тогда, когда ребенку чего-нибудь очень хочется. Саша любит кататься на велосипеде, но ему не всегда это позволяют. Когда мама говорит: «Иди катайся», — Саша, услышав в голосе мамы повелительную интонацию, отказывается. После повторного предложения он расплакался. Желание не подчиниться взрослому оказалось сильнее желания кататься на велосипеде. Упрямство, негативизм — явления нежелательные, но закономерные, нормальные в определенных пределах. Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, и избавиться от них будет нелегко. Станет намного труднее общаться и со сверстниками.

Сердиться на ребенка в такой ситуации нельзя. Нельзя действовать и его средствами: кричать, наказывать за непослушание, настоять во что бы то ни стало на своем. Такие действия взрослых могут лишь закрепить неправильное поведение ребенка и даже способствовать формированию у него в дальнейшем отрицательных черт характера. Родители должны проявить выдержку и спокойно отнестись к поведению малыша. Лучше всего переключить внимание на что-нибудь интересное, что не имеет отношения к данной ситуации (почитать любимую сказку, включит любимую музыку, обратить внимание на что-нибудь необычное). Позже, когда ребенок совершенно успокоится и будет играть, желательно вернуться к происшедшему случаю и проанализировать, нет ли причин у него для упрямства и капризов. Может   взрослые были излишне строги или чрезмерно требовательны? Если взрослые изменят свое отношение к ребенку с учетом воз

росших его возможностей и стремлений к самостоятельности, то со временем все образуется. Через полгода — год он сам откажется от таких действий, нежелательные формы поведения исчезнут.

У детей второго — третьего года жизни капризы часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (хочет пить, есть,спать), с ощущением дискомфорта (тесная одежда или обувь, холодно или жарко, неудобная постель, что-нибудь болит). Подобные проявления нельзя считать капризами, Как только устраняется причина, создающая неудобства, ребенок успокаивается. Но не надо каждый раз ожидать, пока ребенок станет капризничать. Устранить дискомфорт нужно до крика ребенка, иначе это становится предпосылкой возникновения капризов у детей.

Бывают случаи, когда причина возникновения капризов заключается в нарушении режима дня.

Ребенок вечером не хочет отправляться спать. Он вымаливает у родителей возможность поиграть еще некоторое время. Или в выходной день ребенок отказывается от дневного сна. Но в первом случае малыш  утром будет капризничать, так как вставать невыспавшемуся трудно, а во втором случае без капризов не обойдется вся вторая половина дня. Как поступить с малышом?  Применить силу или уступить ребенку?  Наверное, постоянное соблюдение режима не позволит возникать таким ситуациям. Но когда ситуация возникла? Педагоги считают, что однозначного ответа быть не может. Иногда можно настоять, уложить спать в соответствии с режимом, хотя ребенок кричит и отбивается. Но к таким мерам лучше не прибегать. Самое главное, чтобы родители не выходили из себя, сопровождая воспитание криком. Если ребенок поймет, что крик причиняет родителям душевные страдания, он постарается использовать такой метод постоянно.

Не стоит ругать ребенка, отдавать ему строгие приказания, если нет уверенности, что он их выполнит. От таких действий ребенок еще больше будет упорствовать, а взрослому придется уступить, что нежелательно.

Мудрость родителей должна заключаться в том, чтоб в случаях, когда требование не помогает, проявить находчивость, разрядить ситуацию, переключить внимание. Добиться успеха можно с помощью умения ласково отвлечь ребенка, рассмешить его уместно примененной шуткой, рассказать сказку или предложить что-нибудь интересное. Тогда он забывает причину своего негативного поведения. Он готов подчиниться и выполнить любое задание, например, поставить машинки на место, вымыть руки.

Капризы детей могут проявляться в связи с раздраженным состоянием родителей. Дети это тонко чувствуют. Не понимая, в чем они провинились, начинают капризничать, чем вызывают еще большее раздраже­ние. Свои эмоции необходимо сдерживать.

Причиной капризов детей может быть недостаточная твердость родителей, их непоследовательность, Случается, когда малышу один раз разрешили что-то сделать, а в другой раз запретили сделать это же самое. Тем более, что послушание маленьких детей не отличается устой­чивостью и последовательностью. Добиться от ребенка соблюдения требований родителей и правил поведения легче в такие моменты, когда у него хорошее настроение, когда это связано с достижением каких-нибудь приятных для него результатов.