Малыш и телевизор

Мой малыш любит смотреть телевизор. Ему всего-то  несколько месяцев от роду, а он уже, услышав знакомую мелодию телевизионной рекламы, поворачивает головку к источнику звука и замирает, глядя на экран… Ситуация забавная, хотя и неприятная.

Сейчас я справляюсь с этой проблемой  легко – достаточно просто выключить телевизор. Но тревога остаётся – как быть потом, когда малыш подрастёт? Ведь исключить полностью телевизор из нашей повседневной жизни вряд ли удастся.

Кстати, вот что говорят факты: малыши от двух до пяти лет в среднем проводят перед телевизора  пять и более часов в день. И получается, что к тому моменту, когда наш ребёнок заканчивает школу, срок, проведенный им  перед телевизором, достигает 15 тысяч часов – это почти два полных года ! (Для сравнения: срок, проведенный им в классе за это же время, составляет 19 тысячи часов).

И самое печальное – давно уже доказано, что просмотр телевизора ухудшает здоровье наших  детей.   К каким же негативным последствиям может привести привычка сидеть часами перед телевизором?

Синдром растения. У детей, сидящих перед телевизором, существенно замедляются процессы метаболизма. Установлено, что скорость метаболизма в этот момент на 16% ниже, чем во время обычного отдыха, когда ребёнок просто ничего не делает  и спокойно сидит. Ребёнок словно впадает в транс, он действительно становится похож на растение как внешне, так и по существу.

— Недостаточная активность. Во время просмотра телевизионных программ малыш, как правило, перестаёт играть, прыгать, передвигаться, рассматривать книжки, рисовать, слушать чтение, лепить. Он прекращает упражнять свой мозг и своё тело каким-нибудь другим способом. Ребёнок становится зависимым от телевизора, у него теряется способность получать удовольствие другими способами.

Снижение остроты зрения, утомляемость. Чрезмерная нагрузка на глаза при длительном сидении перед телевизором приводит к заметному ухудшению остроты зрения. Непрерывный просмотр передач приводит также к усталости, утомлению малыша. Это выражается частой сменой позы ребёнка, потягиваниями, отвлечениями

Ожирение. Исследования показали что, одной из причин  увеличения количества страдающих ожирением детей в последние годы, является  телевизор. Это явление легко объяснимо – дети, сидящие перед телевизором, обычно что-то жуют, пьют,  и при этом поглощается больше калорий, чем сжигается, так как они мало двигаются.

Повышение уровня холестерина в крови. Передо­зировка телевизора вызывает не только увеличение веса, но и повышение содержания  холестерина в крови. Специалис­ты предполагают, что это связано с несколькими факто­рами, одним из которых является неподвижность, а также вредная для сердца пища, которую поглощает ребёнок во время просмотра телепе­редач.

Агрессивное поведение и страхи. Сцены жестокости и насилия в телефильмах могут способствовать проявлению агрессии  и страхов у детей. Малыш не может отделить вымысел от реальности, и то, что он видит по телевизору, воспринимается им как проявление окружающей его действительности. А фильмы ужасов, страшные сказки, различные монстры и чудища, которые показывают по телевизору, пугают ребёнка и могут стать причиной ночных кошмаров.

Сомнительные ценности. К сожалению, очень мало детских про­грамм, дающих представление о настоящих человеческих  ценностях — доброте, порядочности, честности, великодушии, терпении. Гораздо больше программ, передающих негативный опыт, и малыш усваивает, что используя ложь или насилие, он может получить то, что хочет. А ребёнок постарше приходит к выводу, что обладание  «вещами»  может придать ему важность и популярность.

Неумение справляться с жизненными обстоятельствами. Очень часто родители, чтобы занять скучающего, капризничающего малыша, прибегают к помощи телевизора. Специалисты предостерегают, что дети, которых успокаивают  таким образом, став взрослыми могут не справиться с простыми жизненными неприятностями. Они не способны решить проблему, определить источник трудностей, они обычно идут путём наименьшего сопротивления.

Задержка интеллектуального развития. У детей, пристрастившихся к телевизору, более  низкая успеваемость в школе, хуже  результаты при оценке умения читать, чем у тех, которые проводят у телевизора гораздо меньше времени. И это не удивительно, ведь чрезмерное увлечение телевизором приводит к тому, что у детей остаётся слишком мало времени (и желания) для учёбы и чтения. С другой стороны, обучающие телепрограммы с техническими спецэффектами превращают ребёнка в пассивного зрителя,  не способного сосредоточиться и задуматься. Детям становится не интересно и скучно учиться в школе, так как этот процесс обучения не такой лёгкий и быстрый, как по телевизору.

Пониженные творческие способности. Если процесс чтения развивает воображение у ребёнка, стимулирует его творческие способности (побуждает его рисовать, представлять себе картины, действия и т. д.), то телевизор совершенно лишает ребёнка всего этого, давая уже  готовую картинку, не оставляет пространства для  его воображения.

Неумение играть самостоятельно. Дети, которые часто и долго смотрят телевизор, не могут и не хотят сами себя занять. У них отсутствует желание играть, ведь этот процесс требует мыслительной способности и творчества.

Должны ли эти перечисленные негативные факты заставить нас запретить нашим детям смотреть телевизор?  Наверное, нет, всё-таки у телевизора есть и определённые достоинства.

— Нельзя отрицать несомненную пользу телепередач в качестве источника знания.  Разумеется, родители должны при этом  контролировать выбор программ и время их просмотра.

— Многие герои детских программ и фильмов становятся частью жизни малышей, и ребёнок, не знакомый с ними, чувствует себя выключенным из детского общества, что может привести к формированию определённых комплексов и обид.

— Конечно, удобство использования телевизора в качестве «электронной няни» никто не станет оспаривать. Бывают моменты, когда занятые родители просто вынуждены чем-то увлечь ребёнка на определённый период – и тут телевизор безусловно незаменим!

Поэтому очень важно грамотно и разумно подойти к вопросу использования телевизора в жизни наших малышей. Специалисты советуют придерживаться следующих правил.

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ДЛЯ УМНЫХ  РОДИТЕЛЕЙ

1. Необходимо установить разумные ограничения. В возрасте до полутора лет малышу лучше  вообще обойтись без телевизора, а затем до двух лет можно проводить перед экраном не более получаса в день. Пока ребёнок маленький необходимо самим родителям выбирать ему  передачи. Когда же он станет чуть-чуть постарше, предложите ему самому выбрать передачу: «Что тебе хочется посмотреть? «Сказку за сказкой», «Спокойной ночи, малыши»?» или мультфильм?».  Когда малышу исполнится два года, можно разрешить ему проводить у телевизора около 1 часа в день. Более долгое сидение перед экраном вредит маленьким детям: в этом возрасте они должны действовать, а не наблюдать.

2. Следует строго следить за выполнением  установленных вами ограничений. Для этого требуется немедленно выключать телевизор по окончании  выбранной телепередачи, а затем  сразу же переключить интерес ребёнка на другое занятие. Позаботьтесь заранее о том, какое любимое дело можно предложить малышу после телевизора

Необходимо отметить, что любое правило в определённых обстоятельствах может быть нарушено. Если, например, малыш болен  и ему нужно спокойно посидеть или  же он должен посмотреть  определенную телепередачу.  Но в этом случае необходимо  объяснить ребёнку, что этот случай – исключение из правила.

3. Выбирайте правильное время просмотра передач. Не включайте телевизор, если семья в это время ест (эти часы принадлежат семье), если ребёнок в это время играет со сверстниками (малышу важно освоить законы поведения в обществе), а также во время семейных праздников или  визитов родных.

4. Смотрите телевизор вместе с ребёнком.  Малышу намного интереснее смотреть телепередачу с родителями, в особенности,  если они объясняют ему происходящее на экране, делятся с ним своими впечатлениями. Кстати, можно в это же время заниматься ещё чем-нибудь с малышом (например, складывать мозаику или кубики), а можно делать попутно свои дела.  Оставить ребенка в одиночестве смотреть  телевизор это всё равно, что оставить его с посторонними. Когда родители рядом, им гораздо проще исправить у малыша неверное восприятие какой-либо передачи, уменьшить негативное  влияние рекламы и обратить внимание  на нужные ценности. Разумеется, иногда приходится оставлять малыша перед телевизором  одного, но старайтесь не делать этого часто.

5. Обязательно обсуждайте с малышом просмотренные передачи.  Активно вовлекайте его в диалог, обсуждайте, действия любимых персонажей, рисуйте их, комментируйте развитие сюжета, задавайте малышу вопросы, не бойтесь критиковать передачи. Старайтесь выбирать те передачи, где предлагают детям вместе станцевать или спеть. Таким образом ребёнок будет приобретать ценный и необходимый  образовательный опыт.

6.Помните, что телевизор не должен быть предметом поощрения или подкупа. Не наказывайте ребёнка запретом смотреть телевизор! Это может привести к тому, что малыш  будет считать сидение перед телевизором  правильным и нужным действием,  ведь это событие будет связано у него с хорошим  поведением. Более того, телевизор может превратиться в предмет соблазна, а просмотр телепередач – любимым занятием.

7. Старайтесь подать собственный пример. Ведь дети чаще всего поступают так, как делают их родители, а не так, как они им говорят! Покажите малышу, как следует относиться к телевизору —  выключайте телевизор после просмотра передачи, не оставляй те его включённым целыми сутками, старайтесь смотреть его тогда, когда дети уже спят. Если вам хочется послушать музыку – включите аудио  или радио. Кстати, дети с большим удовольствием слушают музыку.

8.Выбирайте программы. Ознакомьтесь с передачей или фильмом прежде, чем показать его ребёнку. Подбирайте программы , которые предназначены для детей —  с доступным языком, интересным сюжетом, забавными персонажами, с детскими песнями и музыкой. Избегайте передач и мультфильмов со сценами жестокости и насилия. Создайте коллекцию любимых фильмов и программ для своего малыша (дети очень любят смотреть по нескольку раз одно и то же).

9. Не смотрите телевизор неотрывно всей семьёй – займитесь во время просмотра чем-нибудь ещё (можно поиграть с малышом)  или разговаривайте, обсуждайте фильм. Старайтесь вместе отвлекаться  от телевизора.  Вместо просмотра передач займитесь всей семьёй  каким-нибудь совместным делом – приготовлением еды, прогулкой, плаванием, походами в зоопарк, музей, любой творческой деятельностью.

10. Развивайте у ребёнка   интеллект и творчество. Стимулируйте у малыша желание фантазировать, думать и учиться.  Используйте телевизионные программы для  развития этих качеств. Ненавязчиво вовлекайте ребёнка в процесс обучения  в процессе просмотра телепередач.  Например, задавая малышу  вопросы типа «Что сейчас сделала эта девочка?», «Как ты думаешь, хорошо или плохо сделал сейчас этот мальчик?», «Давай попробуем сделать из бумаги такую же куклу, как в передаче»  мы развиваем у малыша наблюдательность, умение анализировать, желание творить.

Объясните малышу, что такое насилие и как надо относиться к этому факту. Это поможет сформировать правильное мнение у ребёнка. Если ребёнок испугался , увидев страшное событие по телевизору, постарайтесь успокоить его, смягчить тяжёлое впечатление. Объясните ему, что ничего страшного всё же не произошло, не заостряя внимания на негативных фактах, которые имели место в действительности.